Функциональная грамотность

Общая информация

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции.

Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Банк заданий

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Цифровая школа Оренбуржья

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

Документы

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Приказ министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

План мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

Отчет о выполнении плана мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

Мероприятия

Марафоны функциональной грамотности от Академии Минпросвещения России

Марафон функциональной грамотности (23.09.2021г.)

Содержание:

  • Развитие компетенций учителя в области формирования естественнонаучной грамотности школьников
  • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
  • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках физики
  • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках химии
  • Разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4&t=11s

Марафон формирования математической грамотности (30.09.2021г.)

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=b4ORSIOs8Rg&t=4s

Марафон читательской грамотности (07.10.2021г.)

Содержание:

  • Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
  • Социальные аспекты чтения: разбор заданий по формированию читательской грамотности
  • Формирование читательской грамотности на уроках литературы
  • Задания межпредметного учебного содержания и формирование читательской грамотности

Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=iSu9YUjFPCg

Вебинары (в записи) «Готовимся к PISA – 2022» https://uchitel.club/events/funkcionalnaya_gramotnost/vebinary/filter

Приглашаем на вебинары!

09.11.21г. 15.00 (мск) Развитие функциональной грамотности в начальной школе с Яндекс.Учебником https://events.webinar.ru/8931111/9360327

23.11.21г. 15.00 (мск) Развитие функциональной грамотности в начальной школе с Яндекс.Учебником https://events.webinar.ru/8931111/9360473

Марафон функциональной грамотности от Академии Министерства просвещения РФ (06.12.2021 по 10.12.2021гг.)

Дополнительная информация

В этом подразделе  размещается информация, не вошедшая в состав других подразделов, соответствующая целям и задачам формирования и оценки функциональной грамотности: ссылки на методические разработки педагогических работников общеобразовательной организации, а также иные сведения, имеющие практическую ценность для участников образовательных отношений.

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности

Методические рекомендации для учителей и родителей

Рекомендации по формированию читательской грамотности

Сборник информационных материалов по формированию функциональной финансовой грамотности для учителя

Разработка и использование национального инструментария по формированию функциональной грамотности в школьной практике

Статья «Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников? Обзор основных компонентов функциональной грамотности и способов их проверки»

Статья «Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах»

Полезные ресурсы

Функциональная грамотность школьников. Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

Материалы по развитию функциональной грамотности обучающихся(ресурс Министерства образования Оренбургской области)

Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Повышение квалификации педагогов

Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»

Курс повышения квалификации по формированию функциональной грамотности(16ч., бесплатно, по прохождении курса выдается сертификат)

Список литературы по функциональной грамотности